Статья: Риск концентрации: понятие, источники, выявление.

8 Сентября 2016
Статьи

Риск концентрации: понятие, источники, выявление

Требования к системе управления риском концентрации в рамках ВПОДК

Новая форма отчетности "Данные о риске концентрации"

В настоящее время кредитные организации проводят масштабную работу по приведению системы управления рисками в соответствие с новыми требованиями ЦБ РФ. В части риска концентрации во внутренних документах кредитной организации необходимо отразить процедуры по его выявлению, оценке, а также разработать и регламентировать выработку путей предотвращения его возникновения. Рассмотрим основные требования регулятора в отношении риска концентрации. Определимся с содержанием внутренних документов. Разберем наиболее сложные вопросы.

Кредитные организации с активами менее 500 млрд. руб. должны соответствовать новым требованиям в рамках ВПОДК к концу 2016 года (на уровне банковской группы – к концу 2017 года), но, несмотря на это, Банк России уже сейчас разработал проект новой формы отчетности "Данные о риске концентрации". Планируемая дата вступления проекта формы в силу – 1 июля 2016 года. Времени остается не так много, чтобы провести все необходимые изменения и подготовиться, поэтому проанализируем новые требования к заполнению формы по конкретным разделам, определимся с предстоящим объемом работы.

ArchiMate-Business-Layer-9.jpg


Риск концентрации и нормативная основа вопроса.

В настоящий момент вопросы риска концентрации регламентируются различными нормативными документами: Письмо Банка России от 29.06.11 г. № 96-Т "О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала", Указание ЦБ РФ от 15.04.15 г. № 3624-У "О требованиях к системам управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы", Указание Банка России от 07.12.15 № 3883-У "О порядке проведения Банком России оценки качества систем управления рисками и капиталом, достаточности капитала кредитной организации и банковской группы".

Данные документы предъявляют ряд новых требований в отношении системы управления рисками. Необходимо отметить, что Указание №3624-У вступает в силу для большинства банков с 1 января 2017 года, что образует противоречие с проектом новой формы отчетности "Данные о риске концентрации".


Цели создания системы управления рисками (СУР)

С точки зрения требований законодательства цели создания СУР можно свести к трём наиболее крупным:

  • выявление, оценка, агрегирование наиболее значимых рисков, иных видов рисков, которые в сочетании с наиболее значимыми рисками могут привести к потерям, существенно влияющим на оценку достаточности капитала (далее - значимые риски), и контроль за их объемами (управление рисками);
  • оценка достаточности имеющегося в распоряжении кредитной организации капитала для покрытия значимых рисков и новых видов (дополнительных объемов) рисков, принятие которых обусловлено реализацией мероприятий, предусмотренных стратегией развития кредитной организации;
  • планирование капитала исходя из результатов всесторонней оценки значимых рисков, тестирование устойчивости кредитной организации по отношению к внутренним и внешним факторам рисков (стресс-тестирование), ориентиров развития бизнеса, предусмотренных стратегией развития кредитной организации, установленных Банком России требований к достаточности собственных средств (капитала), а также фазы цикла деловой активности (управление капиталом).

Таким образом, понятие системы управления рисками неразрывно связано со стратегией развития каждой конкретной кредитной организации. Существует прямая связь между ориентирами развития, заданными руководством (стратегией) и системой управления рисками.


Рассмотрим конкретные примеры:

1) корректировка плановых значений капитала при смене ориентиров развития, открытии новых направлений деятельности, изменении бизнес-процессов;

2) результаты ВПОДК учитываются при разработке стратегии развития и, наоборот, при изменении стратегии развития, изменении внешних условий, влияющих на кредитную организацию, ВПОДК рассматриваются на предмет их актуальности.

Весь функционал в отношении системы управления рисками ложится на плечи службы управления рисками. В кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) должна быть создана служба управления рисками. Служба управления рисками должна осуществлять свои функции в кредитной организации на постоянной основе, отдать данный функционал на аутсорсинг возможности нет. Кроме того, руководитель и работники службы управления рисками должны состоять в штате кредитной организации. Руководитель службы управления рисками должен находиться в непосредственном подчинении единоличного исполнительного органа кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы), т.е. председателя правления, либо его заместителя, являющегося членом коллегиального исполнительного органа, в подчинение которого не входят подразделения, связанные с совершением кредитной организацией банковских операций и других сделок.

Помимо того, что законодательно закреплена функциональная подчиненность руководителя службы управления рисками единоличному исполнительному органу, есть и другие точки взаимодействия. Например, исполнительные органы утверждают процедуры управления рисками и капиталом и процедуры стресс-тестирования, обеспечивают выполнение ВПОДК и поддержание достаточности капитала на уровне, установленном внутренними документами Банка.

Нельзя не отметить важную роль совета директоров (наблюдательного совета) в части работы системы управления рисками. Так, совет директоров (наблюдательный совет) утверждает стратегию управления рисками и капиталом и порядок управления значимыми рисками, а также осуществляет контроль за реализацией стратегии и порядка управления значимыми рисками.

Служба управления рисками может состоять из нескольких подразделений, осуществляющих функции управления рисками. В случаях, когда функции службы управления рисками исполняются несколькими структурными подразделениями кредитной организации, во внутренних документах кредитной организации должно быть установлено распределение обязанностей между данными структурными подразделениями. Служба управления рисками головной кредитной организации банковской группы должна обеспечивать управление рисками в банковской группе.

Основная проблема при организации работы службы управления рисками – это разделение функций, связанных с принятием рисков и управлением ими. Кредитная организация должна обеспечить такое распределение функций между структурным подразделениями, чтобы осуществление операций (сделок), связанных с принятием рисков, и управление рисками не являлись функциями одного структурного подразделения. Главная цель – избежать возникновения конфликта интересов.


Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (далее ВПОДК)

и требования к ним

ВПОДК представляют собой процесс оценки кредитной организацией достаточности имеющегося в ее распоряжении (доступного ей) капитала, то есть внутреннего капитала для покрытия принятых и потенциальных рисков и являются частью ее корпоративной культуры.

Помимо процесса оценки достаточности, ВПОДК также включают процедуры планирования капитала исходя из установленной стратегии развития кредитной организации, ориентиров роста бизнеса и результатов всесторонней текущей оценки указанных рисков, стресс-тестирования устойчивости кредитной организации по отношению к внутренним и внешним факторам рисков (далее - стресс-тестирование).

Также как система управления рисками коррелирует со стратегией развития кредитной организации, ориентирами, заданными руководством, ВПОДК должны разрабатываться с учетом долгосрочных интересов бизнеса кредитной организации и увязывать с процессом стратегического планирования. Основой для разработки ВПОДК являются ориентиры по развитию бизнеса и планируемые (целевые) уровни капитала, определенные в стратегии развития кредитной организации.


Рассмотрим основные принципы ВПОДК, установленные законодательно:

  • ВПОДК должны учитывать специфические особенности конкретной кредитной организации;
  • Каждый существующий и потенциальный риск должен быть идентифицирован и принят во внимание при оценке достаточности капитала кредитной организации;
  • Разработка ВПОДК осуществляется исходя из принципа пропорциональности, то есть кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) разрабатывает ВПОДК (ВПОДК группы), соответствующие характеру и масштабу осуществляемых кредитной организацией (банковской группой) операций, уровню и сочетанию рисков.


Риск концентрации.

Риск, возникающий в связи с подверженностью кредитной организации крупным рискам, реализация которых может привести к значительным убыткам, способным создать угрозу для платежеспособности кредитной организации и её способности продолжать свою деятельность. Риск концентрации присущ всем инструментам как банковского, так и торгового портфеля.

Регулятор подразделяет риски на значимые и незначимые. От того какой ответ будет на этот вопрос, зависит содержание внутреннего положения по управлению рисками. Остановимся подробнее на этом вопросе и определим, является ли риск концентрации значимым.

Рассмотрим, изменения, коснувшиеся п. 4.9.1 Указания 3624-У: "в отношении процентного риска и риска концентрации кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) должны быть установлены процедуры оценки достаточности капитала либо методика определения требований к капиталу для покрытия указанных рисков".

Изменения, коснувшиеся п. 4.9.1 Указания 3624-У не оставляют выбора и устанавливают требование о том, что риск концентрации не может быть признан незначимым в рамках ВПОДК. Таким образом, риск концентрации – значимый риск. Вместе с тем, в части риска концентрации допускается учет его проявления в рамках процедур управления другими значимыми рисками (абз.12 п.7.1. Указания ЦБ РФ №3624-У).

В соответствии с требованиями регулятора кредитные организации должны разработать и утвердить методологию оценки значимых рисков на базе системы показателей, также необходимо определить целевые уровни рисков, их структуру и систему лимитов.


Что должны включать процедуры по управлению риском концентрации?

  • процедуры выявления и измерения риска концентрации в отношении значимых рисков, методологию стресс-тестирования устойчивости кредитной организации (банковской группы, дочерней кредитной организации) к риску концентрации;
  • процедуры по ограничению риска концентрации, порядок установления лимитов концентрации, методы контроля за соблюдением этих лимитов в кредитной организации (банковской группе, дочерней кредитной организации);
  • порядок информирования совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации о размере принятого кредитной организацией риска концентрации и допущенных нарушениях установленных лимитов концентрации, а также порядок их устранения.


Система показателей, позволяющих выявлять риск концентрации

Какие показатели можно закрепить во внутренних документах?

В целях выявления и измерения риска концентрации кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) устанавливает систему показателей, позволяющих выявлять риск концентрации в отношении значимых рисков, отдельных крупных контрагентов (групп связанных контрагентов) кредитной организации и связанных с кредитной организацией лиц (групп связанных с кредитной организацией лиц), секторов экономики и географических зон.

На практике у большинства кредитных организаций возникает вопрос - как оценить значимость риска концентрации. Самый распространенный подход для оценки значимости – отталкиваться от размера риска, приходящегося на заемщика. Данный подход имеет право на существование, но есть и другие варианты. Рассмотрим ключевые показатели склонности кредитной организации к риску концентрации и определимся с тем, что на практике можно закрепить в качестве таковых во внутренних документах:

  • значительный объем требований к одному контрагенту или группе связанных контрагентов;
  • значительный объем вложений в инструменты одного типа;
  • кредитные требования к контрагентам в одном секторе экономики или географическом регионе, а также номинированные в одной валюте;
  • кредитные требования к контрагентам, финансовые результаты которых зависят от ведения одного и того же вида деятельности или реализации одних и тех же товаров и услуг;
  • косвенную подверженность риску концентрации, возникающую при реализации банком мероприятий по снижению кредитного риска (применение идентичных видов обеспечения, гарантий, предоставленных одним контрагентом);
  • зависимость банка от отдельных видов доходов и от отдельных источников ликвидности.


Примеры показателей степени концентрации рисков по активам

1. Показатель концентрации крупных кредитных рисков, он определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н7 (п.5.1 Инструкции ЦБ РФ №139-И)

2. Показатель концентрации кредитных рисков на акционеров, он определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н9.1. (п.6.1.Инструкции ЦБ РФ №139-И)

3. Показатель концентрации кредитных рисков на инсайдеров, он определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н10.1. (п.7.1. Инструкции ЦБ РФ №139-И)

4. Показатель концентрации кредитных рисков на каждого собственника кредитной организации и аффилированных с ней лиц - процентное отношение кредитного риска на каждого собственника (акционера) кредитной организации (группу собственников) и аффилированных с ней лиц к капиталу кредитной организации.

5. Показатель концентрации кредитных рисков на всех собственников кредитной организации и аффилированных с ними лиц - процентное отношение кредитного риска на всех собственника (акционера) кредитной организации (группу собственников) и аффилированных с ними лиц к капиталу кредитной организации.

6. Показатель концентрации кредитных рисков в одном секторе экономике - процентное отношение объема требований кредитной организации к контрагентам одного сектора экономики к общему объему аналогичных требований кредитной организации.

7. Показатель концентрации кредитных рисков в одном регионе - процентное отношение объема требований кредитной организации к контрагентам одного региона к общему объему аналогичных требований кредитной организации.


Риск концентрации и лимиты

В рамках процедур по ограничению риска концентрации кредитная организация должна определить систему лимитов, позволяющую ограничивать риски концентрации как в отношении отдельных крупных контрагентов (групп связанных контрагентов), так и в отношении контрагентов, принадлежащих к одному сектору экономики, одной географической зоне.

С лимитами в отношении крупных контрагентов, групп связанных контрагентов на практике вопросов не возникает, ввиду того, что они являются привычными для банковской практики и, так или иначе, контролируются при анализе соблюдения обязательных нормативов, чего нельзя сказать о лимитах отраслевой и региональной структуры портфеля кредитной организации.

Для установления лимитов по отраслевой и региональной структуре портфеля может использоваться сложившаяся практика кредитования, также конкретные значения лимитов могут устанавливаться эмпирически и статистически. Главное, чтобы установленная в кредитной организации система лимитов периодически подвергалась анализу на предмет её соответствия текущему состоянию деятельности кредитной организации, изменениям в структуре и масштабах её операций (сделок).

Кредитной организации рекомендуется разработать процедуры, обеспечивающие последовательное соблюдение установленных лимитов концентрации и оперативное информирование органов управления о фактах их нарушения.

Нормативными документами Банка России установлены ограничения для кредитования:

одного заемщика и взаимосвязанных с ним заемщиков;

всех крупных заемщиков;

участников банка, имеющих право распоряжаться 5 и более процентами долей банка;

инсайдеров банка.

Соответствующие лимиты устанавливаются по каждому признаку диверсификации кредитного портфеля.

На практике предложения по лимитам по группам кредитов на кредитный комитет зачастую представляет руководитель кредитного отдела. Лимиты определяются на основании ежемесячного расчета собственных средств (капитала) кредитной организации. В случае уменьшения собственных средств (капитала) и (или) изменения ограничений, установленных нормативными документами Банка России, и, как следствие, уменьшения расчетного значения лимита уменьшенные лимиты утверждаются на кредитном комитете.

При значительном увеличении размера собственных средств (капитала) кредитной организации внутри месяца лимиты могут пересматриваться в сторону их увеличения. Также в течение финансового года система лимитов может пересматриваться на основании рекомендаций отдела стратегического планирования и службы управления рисками.


Региональные и отраслевые лимиты устанавливаются в случаях:

определения планово-экономическим управлением банка чрезмерной концентрации кредитного риска в конкретных отраслях на основании результатов анализа кредитного портфеля банка;

принятия органами управления банка решения о приоритетных направлениях развития кредитных операций в определенных регионах и отраслях.

Региональные лимиты устанавливаются с целью минимизации регионального (странового) риска, который представляет собой риск того, что заемщик не погасит свою задолженность перед банком в силу макроэкономических причин.


Что нужно учитывать при обозначении отраслевых лимитов?

При определении отраслевых лимитов специалистами должны учитываться различные факторы. Законодательно установленного четкого перечня факторов, который кредитная организация должна брать во внимание, нет, поэтому рассмотрим факторы, которые чаще всего учитываются на практике:

текущее состояние отрасли;

 перспективы развития отрасли;

 цикличность развития отрасли;

 конкуренция в отрасли;

 структура отраслевых затрат;

 уровень диверсификации в отрасли;

 влияние регулирующих органов.


Эта информация есть в свободном доступе, кредитная организация также может использовать данные статистического характера.

Рассмотрев влияние указанных факторов, на основании информации, предоставленной планово-экономическим отделом кредитной организации, Правление должно будет принять решение об установлении лимитов кредитования по отдельным отраслям.


Отраслевые и региональные лимиты - как установить?


После того как кредитная организация определилась с факторами, влияющими на отраслевые лимиты, необходимо перейти к следующему этапу и установить конкретные значения лимитов. Чаще всего на практике встречаются следующие варианты взаимосвязей:

  • доля от капитала кредитной организации;
  • абсолютная сумма общей ссудной задолженности (величины кредитного портфеля кредитной организации);
  • доля от общей суммы ссудной задолженности (величины кредитного портфеля кредитной организации).

Целью установки отраслевых лимитов является ограничение чрезмерной концентрации кредитных и других вложений кредитной организации в определенных сферах, важность этого вопроса еще раз подчеркивает значимость данного вида риска.

Зачастую на практике планово-экономическое управление с участием кредитующих подразделений банка проводит анализ отраслевых рисков с целью определения их допустимых уровней и обеспечения информации для установления лимитов кредитования, которые применяются к соответствующим отраслям.


Расчет риска концентрации

Определившись с факторами, влияющими на риск концентрации, а также установив соответствующие лимиты, необходимо определиться с механизмом расчета риска концентрации, а также с тем, какие источники информации можно использовать для расчета.

На практике кредитными организациями может применяться два главных источника информации:

1. Форма 0409302 "Сведения о размещенных и привлеченных средствах кредитных организаций".

2. Формы (таблицы) заполняемые для целей отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

В качестве дополнительного аргумента возможности применения формы 0409302 говорит и проект ЦБ "Данные о риске концентрации", в соответствии с которым данные раздела 2 формируются путем группировки требований кредитной организации к контрагентам в разрезе их местонахождения (регистрации) (стран мира - для контрагентов-нерезидентов и субъектов Российской Федерации - для контрагентов-резидентов). Местонахождение контрагентов юридических лиц - резидентов и физических лиц - резидентов определяется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному абзацами 3 - 5 и 7 пункта 2.1 Порядка составления и представления формы 0409302.

Мониторинг лимитов должен проводиться сотрудником и управления рисками банка (отдела стратегического планирования) ежедневно при расчете обязательных нормативов, установленных Банком России.


Мониторинг риска концентрации

Необходимо чтобы система мониторинга риска концентрации позволяла осуществлять как мониторинг соблюдения лимитов концентрации, так и мониторинг портфелей инструментов кредитной организации с целью выявления новых для кредитной организации форм концентрации рисков, не охваченных процедурами управления риском концентрации (установленной системой лимитов концентрации).

В рамках процедур мониторинга риска концентрации целесообразно устанавливать систему "тревожных уровней" (сигнальных) для показателей, используемых в целях выявления (идентификации) риска концентрации, превышение которых свидетельствует о необходимости начала мероприятий (управленческих действий) по снижению уровня риска концентрации.


Контроль риска концентрации

Проявление риска концентрации может учитываться при организации процедур управлении значимыми рисками. Контроль за риском концентрации должен осуществляться на уровне сотрудника (подразделения), в функции которого входит контроль за агрегированной позицией кредитной организации по принятым рискам.

Существуют различные мероприятия, направленные на снижение риска концентрации. Данные мероприятия реализуются при достижении сигнального значения лимита риска концентрации. Рассмотрим примеры мероприятий:

  • проведение детального анализа ситуации в секторах экономики, в отношении которых в кредитной организации выявлен риск концентрации;
  • проведение углубленного анализа кредитоспособности контрагентов, в отношении операций (сделок) с которыми выявлен повышенный риск концентрации;
  • снижение лимитов по риску концентрации;
  • использование дополнительного обеспечения;
  • проведение операций (сделок), направленных на передачу части риска концентрации третьей стороне (например, операций секьюритизации);
  • выделение дополнительного капитала для покрытия риска концентрации.


Организация процедур стресс-тестирования

Кредитная организация, размер активов которой составляет 500 миллиардов рублей и более, а также кредитная организация, использующая в целях оценки величины значимого риска (значимых рисков) и общей потребности в капитале методы, отличные от установленных Банком России, использует в рамках ВПОДК методику стресс-тестирования на основе исторических и гипотетических событий (сценарный анализ) и анализ чувствительности кредитной организации к изменению факторов риска (рисков).

Кредитная организация, размер активов которой составляет менее 500 миллиардов рублей, и не использующая при оценке рисков и достаточности капитала методы, отличные от установленных нормативными актами Банка России, при осуществлении стресс-тестирования вправе ограничиться анализом чувствительности по отношению к кредитному, процентному рискам и риску концентрации.


Выводы: что должно быть разработано в рамках риска концентрации

  • процедуры выявления и измерения риска концентрации в отношении всех значимых рисков;
  • методология стресс-тестирования устойчивости кредитной организации к риску концентрации;
  • процедуры ограничения риска концентрации, включая порядок установления лимитов;
  • порядок информирования органов управления о размере риска концентрации и нарушениях лимитов;
  • меры по устранению нарушений лимитов.


Изменения в Указание №2005-У и новая форма отчетности

Несмотря на то, Банки с активами менее 500 млрд. рублей должны соответствовать новым к концу 2016 года (на уровне банковской группы – к концу 2017 года), Банк России уже сейчас разработал проект новой формы отчетности "Данные о риске концентрации" и планируемая дата вступления проекта формы в силу - с 1 июля 2016 года. Порядок составления проекта формы предусматривает ежеквартальную периодичность ее представления в Банк России.

Новая форма содержит сведения об уровне риска концентрации, возникающем в связи с подверженностью кредитной организации крупным рискам, реализация которых может привести к значительным убыткам, способным создать угрозу для платежеспособности кредитной организации и ее способности продолжать свою деятельность.

Новая форма "Данные о риске концентрации" подготовлена в связи с вступлением в силу Указания ЦБ РФ от 02.12.15 № 3873-У "О внесении изменений в Указание от 30.04.08 № 2005-У "Об оценке экономического положения банков", предусматривающего введение с 01.07.16 показателей оценки риска концентрации банков в рамках оценки их экономического положения.

Новая форма "Данные о риске концентрации" предполагает раскрытие информации по четырем разделам:

Раздел 1 - Данные о риске концентрации по видам экономической деятельности;

Раздел 2 - Данные о риске концентрации по географическим зонам;

Раздел 3 - Данные о риске концентрации по видам инструментов;

Раздел 4 - Данные о риске концентрации по отдельным источникам ликвидности.

Данные раздела 1 формируются в разрезе видов экономической деятельности контрагентов кредитной организации. В целях составления раздела требования к контрагентам - физическим и/или юридическим лицам (включая кредитные организации) (далее - контрагенты) распределяются по видам их экономической деятельности.

Предполагается, что наименование вида экономической деятельности контрагентов (графа 2) будет приводиться с использованием ОКВЭД (до уровня подгруппы - до пяти знаков).

Насколько оправдано отталкиваться для заполнения графы 2 от данных ОКВЭД – вопрос конечно же спорный. С одной стороны, нужно как-то регламентировать процесс заполнения данной графы и а первый взгляд ОКВЭД – хорошо подходит для этих целей, с другой стороны практика всегда отличалась многогранностью от теории и законодательства. Так на практике часты ситуации, когда ОКВЭД не соответствует реальному виду деятельности контрагента, или группа связанных заемщиков работает в нескольких отраслях, поэтому отталкиваясь только лишь от ОКВЭД при заполнении графы 2 можно столкнуться с фактом искажения раскрываемой информации.

По каждому виду экономической деятельности контрагентов приводятся данные:

  • об объеме требований кредитной организации к контрагентам в разрезе их видов (графы 3 - 8),
  • информация о производных финансовых инструментах (графы 9 - 10),
  • о величине кредитного (графы 11 - 14) и рыночного рисков (графа 15),
  • о видах и размерах установленных кредитной организацией лимитов, сигнальных значений лимитов
  • о количестве случаев их нарушений за отчетный период (графы 16 - 20).

Существует тесная взаимосвязь между порядком заполнения новой формы отчетности "Данные о риске концентрации" и порядком заполнения других форм, рассмотрим подробнее и определимся со ссылками (таблица 1).

Таблица 1

Проект формы "Данные о риске концентрации"

Взаимосвязь с иными формами отчетности

1

Наименование вида экономической деятельности контрагентов, отражаемое в графе 2 раздела 1

Заполняется в порядке, аналогичном предусмотренному абз. 6 п.2.1 порядка составления и представления отчетности по форме 0409302 "Сведения о размещенных и привлеченных средствах"

2

Объем требований, отражаемый в графах 3 – 8 раздела 1

Заполняется в порядке, аналогичном алгоритму формирования ст. 3 - 7 и 12, установленному в "Разработочной таблице для составления бухгалтерского баланса (публикуемая форма)" п.3 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409806 "Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)"

3

Информация о требованиях (обязательствах) по производным финансовым инструментам, отражаемая в графах 9 и 10 раздела 1

Заполняется в порядке, аналогичном порядку формирования данных граф 5 и 6 раздела 2 отчетности по форме 0409155 "Сведения об условных обязательствах кредитного характера и производных финансовых инструментах".

Проведя сравнение прежних форм отчетности с новой формой можно сделать вывод о наличии риска дублирования. Например, частичное дублирование будет между формами: "Данные о риске концентрации", формой 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска" и формой 0409302 "Сведения о размещенных и привлеченных средствах кредитных организаций".


Сроки

Отчет составляется в целом по кредитной организации (за исключением небанковских кредитных организаций) по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Отчет представляется в территориальное учреждение Банка России:

  • кредитными организациями (за исключением крупных кредитных организаций с широкой сетью подразделений и небанковских кредитных организаций) - не позднее 12-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • крупными кредитными организациями с широкой сетью подразделений - не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

Территориальные управления Банка России вправе потребовать от кредитной организации представления отчета на месячные и внутримесячные даты в установленный им срок.

Габбасова А.В.

Заместитель руководителя департамента банковского аудита ООО "Листик и Партнеры"