Статья «Необоснованность налоговой выгоды вследствие выбора контрагента»
Необоснованность налоговой выгоды вследствие выбора контрагента
Статья посвящена определению установленных рекомендаций по проверке контрагента добросовестность их действий, и, критериев признания необоснованной налоговой выгоды налоговыми органами.
Для чего нужна проверка контрагента?
У большинства предпринимателей и юридических лиц возникает множество вопросов относительно процесса поиска и проверки контрагентов, и вообще, нужно ли их проверять? В законодательстве нет четкого определения необходимости проведения проверки контрагента и соблюдения должной осмотрительности при его выборе, однако рекомендованы обстоятельства выявления необоснованной налоговой выгоды налоговыми органами в соответствии с Письмом ФНС от 23.03.2017 г. N ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды».
При этом под «налоговой выгодой» подразумевается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возмещение налога из бюджета. Необоснованной налоговая выгода становится тогда, когда налогоплательщик уменьшает налоговую обязанность без достаточных на то оснований.
Рекомендации Письма ФНС от 23.03.2017 г. «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды»
Данное Письмо основывается на том, что по результатам налоговых проверок сбор доказательств на подтверждение получения необоснованной налоговой выгоды осуществляется налоговыми органами формально, то есть конкретных требований к налоговой проверке нет. А также, что доказательствами о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности, не носящие безусловный и достаточный характер, являются:
- факт подписания документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание;
- наличие у них полномочий руководителя, путем проведения допросов и почерковедческих экспертиз.
Поэтому Письмом были разработаны рекомендации того, на что следует обращать внимание налоговым органам при проверке налогоплательщика, а налогоплательщику при выборе контрагента.
Налоговые органы должны, в первую очередь, проверить организацию на подконтрольность налогоплательщику спорных контрагентов, что при наличии подконтрольности соответствует умышленным действиям. При отсутствии доказательств необходимо обосновать недобросовестность самого налогоплательщика, посредством выбора сомнительного контрагента. Причем негативные последствия недобросовестности возлагаются только на контрагента первого звена.
Оценка обоснованности выбора контрагента налогоплательщиком должна быть направлена на следующие показатели:
- отличие выбора контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагента;
- оценка условий сделки и их коммерческая привлекательность;
- деловая репутация;
- платежеспособность контрагента;
- риск неисполнения обязательств;
- заключение сделок преимущественно с контрагентами, не исполняющими свои налоговые обязательства.
Также в Письме оговорены обстоятельства, на которые налоговым органам следует обращать внимание при проверке обоснованности выбора контрагента налогоплательщиком. Порядок действий при проверке налогоплательщика и обстоятельства обоснованности выбора контрагента представлены на рисунке 1:
Рисунок 1 – Порядок действий при проверке налогоплательщика на необоснованность налоговой выгоды
Наличие у налогоплательщика хотя бы одного из перечисленных признаков повышает налоговые риски по непризнанию налоговой выгоды, полученной по сделке с «сомнительным» контрагентом. Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Письмо также определяет то, что налоговые органы должны запрашивать у налогоплательщика документацию о выборе контрагента с критериями отбора, мониторинге рынка.
Таким образом, обоснование выбора контрагента в контексте должной осмотрительности не установлено законодательно, однако каждому налогоплательщику необходимо данное обоснование для подтверждения налоговой выгоды.
А. А. Первухина
Специалист департамента общего аудита
ООО "Листик и Партнеры"
17.10.17