Статья «Франчайзинг»
Франчайзинг или коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату право на определённый вид предпринимательства, используя разработанную бизнес-модель его ведения: действовать от своего имени, используя технологию, сырьё, товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау, часто обеспечивает поставки сырья, компонентов, обучение персонала.
Франчайзи покупает (выплачивает взносы) право ведения дела по схеме, разработанной франчайзером. Франчайзи сам несёт затраты на подготовку, запуск и работу своего участка.
Франшиза — система, описывающая все аспекты и условия ведения дела, чтобы оно соответствовало требованиям франчайзера.
Паушальный взнос (от нем. Pauschale «толстый кусок») — стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе. Составляет обычно 9-11 % от общих стартовых затрат. Включает: бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы), управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, формы учёта, отчётности, инструкции и так далее.
Роялти — ежемесячный платёж за использование товарных знаков, патентов или иных авторских прав, принадлежащих франчайзеру. Может составлять 2-6 % от оборота/выручки франчайзи или быть фиксированной суммой или даже нулевой. Уплачивается помимо суммы рекламного взноса.
Рекламный взнос — ежемесячный платёж в пользу франчайзера для проведения глобальных рекламных и маркетинговых кампаний. Может составлять 1-3 % от оборота/выручки или быть фиксированной суммой. Уплачивается помимо суммы роялти.
Преимущества франчайзера |
Преимущества для франчайзи |
Рост дела не требует усложнения менеджмента. Снижается потребность в капитале. Скорость роста. Роялти и увеличение продаж Реклама. |
Использование проверенной бизнес-системы Возможность выбора отрасли Возможность снизить риски Удачный выход на рынок обеспечен Минимальные затраты на рекламу и маркетинг Получение доступа к базе знаний франчайзера Гарантированная система поставок Диверсификация |
Риски франчайзера |
Недостатки для франчайзи |
Потеря эксклюзивности. «Взращивание» конкурентов. Потеря репутации. Доход меньше, чем от собственной сети. Ограничения в развитии.
|
Необходимость следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером. Возможная обязанность закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером. Могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из дела. Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы. Могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. |
Помимо положений гл. 54 "Коммерческая концессия" ГК РФ, к договору франчайзинга по общему правилу применяются нормы разд. VII ГК РФ о лицензионном договоре (п. 4 ст. 1027 ГК РФ). Какие нормы дополнительно к гл. 54 ГК РФ будут применяться к конкретному договору коммерческой концессии, зависит от того, право на какой результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по нему предоставляется. В любом случае это будут в том числе общие нормы о лицензионном договоре - ст. ст. 1233, 1235 - 1240 ГК РФ, а также нормы о лицензионном договоре на товарный знак - ст. 1489 ГК РФ, так как в комплекс исключительных прав (КИП), который передается по договору, он обязательно должен входить (Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2017 N 310-ЭС17-1098, п. 3.4.1 Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом). Это могут быть также, например, положения ст. 1367 ГК РФ, если в составе КИП есть право на изобретение или нормы ст. 1469 ГК РФ, если предполагается использовать ноу-хау.
Как зарегистрировать предоставление права использования исключительных прав по договору коммерческой концессии?
Для этого составьте заявление о регистрации, уплатите пошлину и направьте заявление с необходимыми приложениями в Роспатент. Обратите внимание, что регистрации подлежит не сам договор коммерческой концессии, а предоставление по нему права использовать комплекс исключительных прав правообладателя в предпринимательской деятельности пользователя. Без регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Регистрацию обеспечивает правообладатель, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1031 ГК РФ). Вместе с тем в регистрации не обязательно откажут, если документы подаст пользователь или, напротив, правообладатель, когда договором такая обязанность возложена на пользователя (п. 3.4.10 Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом). Предоставление права зарегистрируют (или откажут в регистрации, если для этого будут основания) в срок не более 45 рабочих дней со дня, когда необходимые документы поступят в Роспатент. Этот срок в ряде случаев может быть увеличен (п. п. 14, 15 Административного регламента по регистрации распоряжения по договору исключительным правом, п. 17 Правил регистрации распоряжения исключительным правом).
Как составить заявление в Роспатент?
Составьте его по форме, установленной Приложением N 3 к Административному регламенту по регистрации распоряжения по договору исключительным правом. Форму можно найти также на официальном сайте Роспатента (пп. 4 п. 7, пп. 1 п. 19 Административного регламента по регистрации распоряжения по договору исключительным правом). Там же можно найти образец ее заполнения. Подписать заявление могут как обе стороны, так и одна. Но в последнем случае к заявлению потребуются дополнительные приложения (п. п. 5, 6 Правил регистрации распоряжения исключительным правом).
Что приложить к заявлению?
Приложите к нему (п. 19 Административного регламента по регистрации распоряжения по договору исключительным правом):
- доверенность на представителя (если он патентный поверенный - не нужно, доверенность на него предоставляется по запросу Роспатента);
- договор коммерческой концессии, либо подписанное сторонами уведомление о состоявшемся распоряжении исключительным правом, либо нотариально удостоверенная выписка из договора - если заявление подписала только одна сторона договора (п. 6 Правил регистрации распоряжения исключительным правом);
- документы, предусмотренные законодательством государства, в котором проживает правообладатель - иностранный гражданин или имеет местонахождение правообладатель - иностранное юрлицо.
Если ваши документы на иностранном языке, нужно приложить удостоверенный в установленном порядке перевод на русский язык (п. 4 Правил регистрации распоряжения исключительным правом). Вы можете приложить и документ об уплате пошлины (или его копию), но делать это необязательно, поскольку Роспатент и так проверит информацию о платеже по государственной информационной системе (п. 14 Правил регистрации распоряжения исключительным правом, п. 24 Административного регламента по регистрации распоряжения по договору исключительным правом).
В каком размере уплатить пошлину?
Пошлина уплачивается в размере 3 300 руб. плюс 11 500 руб. за каждый товарный знак или знак обслуживания, плюс 3 300 руб. за каждый патент или свидетельство, расширяющие предмет договора (пп. 3.17 Приложения N 1 к Положению о патентных и иных пошлинах). Но если вы направляете документы в Роспатент в электронной форме, размер пошлины уменьшается на 30% (п. 7 Положения о патентных и иных пошлинах).
Как направить заявление в Роспатент?
Это можно сделать (п. 21 Административного регламента по регистрации распоряжения по договору исключительным правом):
1) через Интернет с использованием сайта Роспатента или Единого портала госуслуг;
2) очно в окно приема документов Роспатента;
3) по почте на указанный Роспатентом почтовый адрес.
Информацию о представлении документов можно уточнить, в частности, на официальном сайте Роспатента (пп. 1 п. 6, пп. 5 п. 7 Административного регламента по регистрации распоряжения по договору исключительным правом).
29.08.2023 Алиса Шигаева
ООО "Листик и Партнер" Департамент общего аудита