Статья «Единый социальный страховой сбор»
Единый социальный страховой сбор
Статья посвящена переводу администрирования страховых взносов из Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации в Федеральную налоговую службу. Рассмотрено создание нового сбора - Единого Социального Страхового Сбора (ЕССС). Описываются сходства и различия системы, действующей до 1 января 2017 года, и системы, вступившей в силу с 1 января 2017 года.
Цель внедрения ЕССС
Данный вопрос разрабатывался в рамках подготовки антикризисных мер. Правительство Российской Федерации обсуждало модель реформирования системы сбора доходов — ликвидацию с 2017 года страховых взносов и возвращение социального сбора, администрируемого Федеральной налоговой службой.
До 2017 года в Российской Федерации действовали страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования. С 1 января 2017 года вступил проект, предполагающий упразднение трех страховых взносов с их превращением в социальный сбор. Социальные фонды, согласно проекту, не ликвидируются, а сотрудничают с Федеральной налоговой службой.
До 2017 года был организован следующий план мероприятий по переводу страховых взносов в ФНС:
1. Внесение изменений в действующие законы для перехода на ЕССС до 1-го марта 2016 года;
2. До 1-го мая 2016 года внесены в Государственную Думу Федерального Собрания проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций: по администрированию страховых взносов и по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации;
3. Синхронизация баз данных плательщиков страховых взносов между ФНС и ПФР до 15 августа 2016 года;
4. До 1-го октября 2016 года появление новых форм отчетности по ЕССС;
5. До 1-го декабря информирование всех предпринимателей об этом нововведении;
6. 1-го января 2017 года окончательный переход всех плательщиков страховых взносов со старой схемы на ЕССС.
Сравнение системы, действовавшей до 2017 года, и системы, вступившей 1 января 2017 года
Для наглядного представления двух систем рассмотрим их сравнительную характеристику (таблица 1):
Таблица 1 – Сравнительная характеристика страховых взносов и Единого Социального Страхового Сбора (ЕССС)
Показатель |
Страховые взносы |
ЕССС |
Ставка |
Основной тариф: 30% (22% в ПФР; 5,1% в ФОМС; 2,9% в ФСС) Льготный тариф: 20% (20% в ПФР; 0% в ФОМС; 0% в ФСС) |
Основной тариф: 30% Льготный тариф: 20% |
Разделение по фондам |
Пенсионный фонд: ФОМС, ПФР Фонд социального страхования |
Инспекция федеральной налоговой службы |
Сроки сдачи отчетности |
В ПФР: ежеквартально РСВ-1; ежемесячно СЗВ-М В ФСС: ежеквартально 4-ФСС |
В ИФНС: ежеквартально |
База для начисления |
Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками за расчетный период |
Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками за расчетный период |
Плательщики |
Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой |
Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой |
Льготный тариф применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются: производство пищевых продуктов, образование, строительство, научные исследования и разработки, транспорт и связь и другие виды деятельности.
После перевода страховых взносов в ФНС необходимо учитывать следующее:
1. С 1 января 2017 года уточненная форма за 2014-2016 годы по РСВ-1 (ПФР) и 4-ФСС сдается в Федеральную налоговую службу;
2. За периоды начиная с 2017 года 4-ФСС и РСВ-1 в фонды не сдается. Так как с этого момента уплачивается ЕССС, то сдавать должны уже новую отчетность — по единому сбору ЕССС;
3. Все долги, которые фонды передали в инспекции, взыскивает уже Федеральная налоговая служба;
4. Платежное поручение на единый социальный страховой сбор компании оформляют так же, что и на стандартные налоги.
Можно сделать вывод, что прежним осталась тарифная ставка как основная, так и льготная, а также база для начисления и плательщики. Различия наблюдаются в сроках сдачи отчетности и в количестве фондов [Таблица 1].
Таким образом, контролировать начисления и уплату взносов становится легче, так как все сконцентрировано в одной системе. У ПФР даже при отсутствии функции сбора средств остается часть задач «социального казначейства» — собирать и координировать информацию по социальным выплатам, так как с 1 января 2018 года, вступает в силу Положение «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения». А в ФСС осталась функция возмещения расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
А. А. Первухина
департамент общего аудита ООО "Листик и Партнеры"
20.09.17